Специально для Вас мы подобрали самые полезные, необходимые и интересные сведения о существующих в рамках радиоэфира жанрах.
Первая статья посвящена радиофильмам - жанру, к которому достаточно нечасто возвращаются современные радиостанции. Однако, с появлением цифрового вещания и разнообразия интернет-радиостанций все еще может измениться...
Радиофильм является разновидностью документально-художественного жанра. Как массовое явление он возник в начале 30-х годов ХХ века. Это был жанр, распространенный в общественно-политическом вещании, представлявший собой передачу, построенную на сочетании документальных записей, освещавших одну тему. Основу этого документального жанра составляют сюжет и конфликт, а по аналогии с кинофильмом в радиофильм входят такие структурные компоненты как кадр, титр и монтаж. Радиофильм создается на разные темы, но темы актуальные, свидетелем которых может стать автор программы для того, чтобы суметь запечатлеть документально ту или иную ситуацию, жизнь, человека. Он может быть построен на монологах, диалогах людей, принимавших непосредственное участие в конфликте, ситуации, историческом событии. Или на звуках, отражающих ту объективную действительность, которая имела место быть в определенный момент человеческой жизни. Документом в данном случае служит аудиозапись, хроника события. В 1928 году в эфире ленинградского радио появились первые радиофильмы, авторами которых были Гр. Авлов, Ю. Калганов, М. Туберовский, А.Афиногенов и др. Большое развитие он получил в 60-е. Это были радиофильмы о работе заводов, сел, колхозов и совхозов. В 70-е они рассказывали о культурной жизни страны. А в 80-е главной темой стал человек. Радиодокументалисты создавали фильмы о судьбах счастливых и не очень. Потом радиофильм сошел на нет. О нем забыли. А сегодня только журналисты-энтузиасты пробуют воссоздавать на радио этот жанр. Создание такового затратно и хлопотно, поэтому радиофильм редко можно услышать в эфире. Сейчас нередко приходиться слышать и о том, что все большую популярность в среде радиожурналистов завоевывает жанр-двойник, привезенный к нам из Норвегии – Фичер. Однако, возник этот жанр в Америке примерно в те же годы что и радиофильм, т.е. 30-е годы XX века, и имел сенсационный характер. В основе его находился некий факт или история, запечатленная радиодокументалистом. Поступая в редакцию радио, история тщательно прорабатывалась и ей с помощью журналистов, а иногда и самих слушателей, придумывалось забавное сенсационное продолжение. А благодаря тому, что факт, запечатленный документалистом, был общеизвестным, в продолжение истории верили непререкаемо. Форма норвежского фичера несколько иная. Здесь все построено только на документальных записях, и даже небольшое вмешательство голоса диктора или журналиста не приветствуется, но иногда их пояснение просто необходимо. Не приветствуется и художественное вмешательство. Имеется ввиду музыкально-шумовое оформление и пр. Тогда, как радиофильм приветствует в своей структуре и самого журналиста и его художественное видение собственного произведения без искажения документального изложения факта либо истории. Принципиальные особенности радиофильма открывают перед ним свою собственную художественную сферу, определяют и объясняют все особенности процесса создания произведения – творчества автора и режиссера. Это своеобразие оправдывает само существование радиофильма как самостоятельного вида художественного творчества, дает ему возможность доставить людям особое по характеру, по качеству содержание и эстетическое наслаждение. Материал этого жанра неисчерпаем и многообразен – это вся звучащая реальность, все звуки, которые может придумать аудиохудожник и запечатлеть радиотехника. В радиофильме его герои, журналист могут донести до слушателя слова, наделенные чувствами, и впечатляющее звуковое решение всего произведения в целом. Поэтому в радиофильмах все действие аккумулируется в диалогах и монологах, а также в художественно-организационных звуках.
Автор : Анастасия Годына
При подготовке данной статьи были использованы книги: 1. Возчиков, В.М. Звучащий мир: Книга о звуковой документалистике [Текст] / В.М. Возчиков. – М.: Искусство, 1979. – С. 9-11. 2. Музыря, А. А. Искусство слушать мир [Текст] / А. Музыря. – М.: Искусство, 1989. – 272 с.
Вторая статья расскажет вам о фичере – достаточно новом документально-художественном жанре зарубежной и отечественной журналистики.
Рассматривая развитие радиоэфира конца XX – начала XXI столетия, можно выделить несколько направлений, главным из которых является капитализация СМИ. Как следствие этого процесса среди функций радиожурналистики на одно из первых мест выдвигается рекреативная функция. Радио способно занять время, свободное от работы и учебы, одновременно развлекательными и познавательными программами. К такому типу передач относится фичер – один из самых популярных документально-художественных жанров европейского радиовещания, в основе которого лежит интересная история из жизни обычного человека.
Фичер – «это не вымысел и не художественная вещь. В принципе, это сама реальность, с которой обращаются творческим образом» [1, с. 28]. История рассказывается самим героем. Она обязательно должна привлекать внимание слушателя, что достигается за счет особенного построения и оформления радиопрограммы.
Обычно начало фичера, или зачин, содержит определенную загадку, которая способна заинтриговать слушателя. Для автора программы также важно ввести слушателя в атмосферу рассказываемой истории. Например, если фичер юмористический, то и начало должно соответствовать настроению программы. В течение всей передачи напряжение слушателя постепенно нарастает до точки кульминации, в этот момент важно раскрыть тайну, заявленную в зачине, показать проблему фичера. После кульминации напряжение радиослушателя постепенно снижается и сходит на нет к концу передачи.
Задачей фичера является создание для слушателя возможности эстетического и познавательного переживания, в котором мир представлен как слышимое пространство и как акустическое время. Решить эту задачу позволяет использование художественных средств и монтаж. Музыка и шумы в фичере передают звуковую атмосферу, помогают описать ситуацию, состояние героя, оттеняют наиболее характерные детали обстановки, действия. Звуковое оформление фичера способствует развитию параллельного сюжета: если герой сообщает об отъезде, то в программе появляются звуки проезжающего поезда или взлетающего самолета; если герой говорит об опасности, то его слова подтверждает тревожная музыка.
В программе историю рассказывает сам герой, поэтому для слушателя важна его интонация. Чтобы зафиксировать изменения голоса, зарубежные радиожурналисты используют разные виды микрофонов (микрофоны для записи уличного шума, шума в помещении и т.д.) и пользуются разными планами записи (сверхкрупным, крупным, общим) [1]. Наибольшую ценность имеет запись речи героя сверхкрупным планом, потому что он передает малейшие изменения высоты голоса, силы звучания, что помогает определить истинные чувства героя. Авторы европейского фичера стараются не пользоваться звуковым архивом, первостепенное значение для них имеют живые звуки как важный документальный материал для создания программы.
В фичере монтаж играет одну из главных ролей. Его цель – создать в воображении слушателя целостный звуковой образ. Для этого журналист может использовать также различные спецэффекты: затухание, эффект «эха» и др. При монтаже программы важно понимать, какие фрагменты собранного материала подходят для выражения основной идеи, в каком порядке эти элементы должны быть расставлены. При этом нужно помнить, что изложенная человеческая история должна произвести наибольший эффект на слушателя, заинтересовать его.
Фичер как документально-художественный жанр воздействует не столько на логическое мышление человека, сколько на его воображение, чувства, помогая отвлечься от жизненных проблем. Слушатель проживает целую жизнь вместе с героем программы. Таким образом, фичер максимально использует выразительные средства радиожурналистики, учитывая интересы аудитории, что дает ему все возможности для адаптации и в отечественном радиоэфире. Примером тому может служить созданный на базе учебного радио «Диктум» факультета журналистики Челябинского государственного университета фичер «Шаг в неизвестность» (авторы – Юлия Мальцева, Ирина Юсупова, Евгений Синицын), который занял первое место на II Международном фестивале студенческих и школьных СМИ «ЖираСМИк» в номинации «Мой герой», что подтверждает глубокий интерес к этому жанру даже у молодежной аудитории.
Автор : Ирина Юсупова
При подготовке данной статьи были использованы книги: 1. Мастер радио. Библиотека фестиваля «Вместе – радио». Выпуск 2. Документально-художественные жанры. / Под ред. Г. Сыркова, А. Аллахвердова. – М.: Фонд независимого радиовещания, 2007.
2. Радиожурналистика: Учебник / Под ред. А.А. Шереля. – М.: Изд-во МГУ, Изд-во «Высшая школа», 2002.